Страшное слово «трансжиры» часто мелькает в СМИ.
Долгое время трансизомеры жирных кислот (ТЖК) в большом количестве содержались во многих продуктах питания. Их вред подтвердила мировая наука. С 2018 года правительство РФ ввело норму для трансизомеров — не более 2%. А к 2023 году, по мнению ВОЗ, они должны полностью исчезнуть из пищевой промышленности.
Худшие из жиров
Медицина связывает трансжиры с развитием инфарктов, инсультов, диабета и даже говорит, что они влияют на течение COVID-19. Но всё это стало известно только в начале XXI века. Вплоть до середины 1990-х об их вреде никто и не подозревал.
Трансжиры — это измененные молекулы жирных кислот. Они образуются в ходе гидрогенизации — промышленного превращения жидких масел (подсолнечного, рапсового, соевого) в твёрдые. Зачем необходима такая трансформация? Дело в том, что для производства сладостей нужны твёрдые компоненты, и долгое время их получали именно так.
Чтобы отказаться от применения вредного процесса гидрогенизации, пищевой промышленности пришлось искать другое сырьё. В результате было выбрано пальмовое масло — оно от природы имеет полутвёрдую консистенцию, поэтому не требует отверждения.
Проблема трансжиров — в их изменённом пространственном строении. Если жирные кислоты растительного масла, рыбьего жира наш организм принимает с удовольствием, как «родные» компоненты, то трансжиры для него — нечто чужеродное. Они встраиваются в мембраны клеток и повреждают их, что нарушает биохимические процессы и постепенно выводит наши органы из строя. Самое страшное — мы можем даже не догадываться об этом, что роднит их действие с эффектом радиации. Это самые вредные жиры, которые человек может употреблять в пищу.
В чём вред?
Первое исследование о вреде ТЖК вышло в Голландии в 1994 году. Учёные обнаружили, что эти «молекулы-мутанты» резко повышают холестерин в крови — таким образом создаются условия для развития атеросклероза, ишемии сердца, диабета и других опасных болезней, включая болезнь Альцгеймера, патологии печени и даже депрессию. В том же списке оказываются женская и мужская фертильность, влияние на здоровье потомства, когнитивные функции.
Последние исследования показали, что эти вещества усугубляют течение COVID-19. Вирус ударяет по кровеносным сосудам — а трансжиры, если они присутствуют в рационе постоянно, тоже повреждают их, в результате — двойной удар.
Эксперты считают, что потребление этих вредных компонентов не должно превышать 1% от общего потребления энергии в сутки. То есть, если ваш дневной рацион составляет 2000 калорий, ТЖК должно быть не более 2,2 г. Между тем порционные блюда из баранины содержат 9,2 г трансжиров, жирной говядины — 5,4 г, а средняя порция стейка рибай — 3,3 г. Любителям мяса стоит обратить на это внимание. Важно помнить, что безопасной дозы потребления трансизомеров жирных кислот не существует.
Одна на всех победа
Сегодня программа по обязательному контролю ТЖК введена в 58 странах мира, а более, чем в 40 (это почти половина населения планеты), действует ограничение до 2%. Государствам, внедрившим строгие меры, удалось снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний более чем на четверть.
Первой в мире трансизомеры победила Дания, введя запрет ещё в 2003 году. В совокупности с программой отказа от курения он помог защитить датчан от проблем с сердцем — смертность снизилась за 20 лет на 70%. В целом странам, которые сразу внедрили строгие ограничения, удалось добиться 25% снижения смертности за 10 лет.
В этом во всём есть и несомненная экономическая выгода. К примеру, эксперты Великобритании посчитали, что ограничение позволит за 10 лет сэкономить на здравоохранении до 1,5 млрд фунтов стерлингов. А американские аналитики утверждают, что запрет принесёт прибыль около 130 млн долл. Цифры впечатляют.
В России законодательно ограничение трансжиров до 2% введено в 2018 году. Производители продуктов питания несколько лет перевооружали производство, меняли технологии и подбирали сырьё. Отказаться от гидрогенизации помогли в первую очередь тропические масла. Показательно, что за прошедшие почти 5 лет наблюдается сдвиг в статистике смертности. Так в 2017 году смертность от болезней сердца в России составляла 588 на 100 тыс. населения, в 2019-м — 573 на 100 тыс. Конечно, вклад в динамику внесла и федеральная программа по «Борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями», но значимость ограничения ТЖК тоже существенна.
В этом контексте особенно непоследовательно выглядят призывы о запрете использования пальмового масла в продуктах питания, предлагающие по сути сделать шаг назад — к устаревшей, дорогой и вредной гидрогенизации.
Куда дальше?
«В России очень высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, — говорит исполнительный директор НИЦ “Здоровое питание” Светлана Павличенко. — Известно, что трансжиры увеличивают смертность от ишемической болезни сердца (ИБС). А последние работы показывают, что высокое содержание трансжиров в рационе утяжеляет течение COVID-19. Задумайтесь: обычным исключением трансжиров из рациона можно снизить смертность от ИБС, а кроме этого, снизить риск тяжёлого течения коронавирусной инфекции. Это самое простое и дешёвое решение из возможных мер. Трансжиры — это самые опасные компоненты пищи современного человека. Их следует уменьшать в рационе всеми доступными способами. А в России необходимо стремиться к полному запрету на использование гидрогенизированных жиров».
Следующие шаги по борьбе с ТЖК прописаны в стратегии ВОЗ, которая называется REPLACE. Глобальная цель инициативы — полностью уничтожить промышленные трансжиры во всём мире к 2023 году. Что касается России, то нам необходима дополнительная маркировка, которая бы подтверждала потребителю пониженное количество ТЖК в продукте. Кроме того, нужно развивать образовательные программы, которые научат следить за своим здоровьем и питанием с самого раннего возраста. Профилактика и превентивные меры оказываются дешевле во всех смыслах.
СправкаПо оценкам экспертов ВОЗ, потребление промышленных трансжиров вызывает ежегодно около 500 тыс. смертей от ишемической болезни сердца (ИБС) в мире. Одновременно увеличивается риск смерти от любой причины на 34%, от ИБС — на 28%. Каждый дополнительный 1% энергии, получаемой ежедневно из трансжиров, повышает смертность от ишемической болезни сердца на 12%.
КстатиТЖК бывают не только промышленные, но и естественные. Они встречаются в молочном жире и в мясе, образуясь в желудках коров и других жвачных животных. В мясе, жирном молоке, сметане, твороге может содержатся до 6% этих веществ. Учёные считают, что они вредны так же, как и промышленные. Надо сказать, что ВОЗ призывает выбирать маложирные (1-1,5%) продукты и снижать потребление мяса, так как содержащиеся в нём насыщенные жиры повышают уровень холестерина крови. Образование трансизомеров в промышленных процессах можно контролировать, изменяя технологию, а количество естественных трансжиров снизить невозможно.